Отсчет дней российского нашествия перевалил за три месяца – достаточный срок для определенных обобщений. Особенно, когда немало людей ожидают перелома в войне в пользу Украины и подсознание внушает, что это может произойти в сотый день войны. Или в сто первый или сто второй, а лучше на девяносто девятый. Вся Украина ждет крупное наступление, которое называет "переломом", когда ра**исты начнут быстро отходить за границу, не дожидаясь персональные приглашения от ВСУ.
Великолепная картина, впрочем не помешают некоторые уточнения.
Уточнение первое – о ра**истах. Оккупанты чувствуют дискомфорт для себя в Украине, но для тех из них, кто прибыл из далеких провинций московской империи, это состояние привлекательнее, чем жизнь на родине. Поэтому если их будут гонять в атаки не каждый день, а по крайней мере раз в неделю и не надолго, то такой образ жизни многих из них вполне устроит.
В Херсонской и в оккупированной части Запорожской области их в атаки не гоняют. Поэтому, когда они не стреляют из пушек куда-то за горизонт, то жрут черешню, мародерствуют и ждут "дембель". Их мечта: чтобы фронт стабилизировался и была позиционная война, подобно той, что 8 лет шла на востоке Украины. Те гарнизоны, что стоят далеко от фронта, в Бердянске, Кирилловке, Скадовске или Мелитополе ужасов войны не видят и наслаждаются морем и жизнью так же, как гитлеровцы наслаждались им во Франции.
Ожидания первого месяца войны на быструю и тотальную деморализацию у армии вторжения были с самого начала завышенными. Россияне на бытовом уровне никогда не считали украинцев братским народом, чтобы им об этом не говорили с высоких трибун. Тем более, что и те, кто так говорил, сами в это не верили. Для московитов и тех, кто отзывается на имя "русские", украинцы всегда были порабощенными слугами, но более способными, сообразительными и трудолюбивыми, чем разные "азиаты". Поэтому никакого "братания" и массовой сдачи в плен за три месяца в армии вторжения не произошло и в ближайшее время не произойдет. "Братьев" придется выпроваживать силой.
Кремль оккупационные войска тоже выводить не собирается. Его вассалы, такие как "кадыровцы", уже планируют, как они будут хозяйничать в отданном им Мариуполе. Московские чины и коммерсанты тоже не только строят подобные планы, но и воплощают их в жизнь. Москвичи жрут продукты украденные и вывезенные из Украины и чувствуют то же удовольствие, что и берлинцы в 1940 г., когда получили "трофейные" сыр и вино из Франции.
Читайте такжеПерелом в войне с Россией: почему Германия и Франция боятся победы УкраиныКремль, российская армия и народ едины в том, что из оккупированных областей Украины уходить несладко. Армия и народ надеются, что Кремль как-то об этом с Украиной договорится. Кремль оправдывает их доверие, потому Песков с непревзойденным цинизмом и ответил: "Это не территориальные уступки - Киеву нужно признать ситуацию де-факто и просто здраво оценить".
Впрочем, только официальных заявлений о предоставлении Украине противокорабельных ракет с радиусом действия свыше 200 км и разговоров в Великобритании, Дании, Литве и Турции о деблокаде украинских портов оказалось достаточно, чтобы Кремль сам начал "здраво оценивать ситуацию" и прекратил попытки своего флота подойти в Одессу. Московиты "оказались понятливыми", как писал когда-то Лесь Подервянский.
Уточнения второе, как практически заставить Москву и ее народ "здраво оценить ситуацию", и не только в Черном море, но и на суше. К сожалению, здесь за три месяца нашим командованием было сделано несколько досадных ошибок. В конце концов, не только враг ошибся с блицкригом.
Главная ошибка в том, что мы воюем слишком канонически. Это и неудивительно, поскольку главнокомандующий генерал Валерий Залужный отличник по военной подготовке. Поэтому он, согласно канонам, два месяца накапливал силы до генерального наступления с троекратным превышением над противником в местах прорыва.
Читайте такжеРоссию ждет большая и болезненная перезагрузка: почему РФ не одержит победу в войне в УкраинеНе только мы, но и московиты тоже воюют канонически, хотя и по несколько иным канонам. Преимущественно по канонам немецкой военной школы времен Второй мировой войны с некоторыми дополнениями от себя. В РФ тоже ждали большого наступления и выдающиеся победы. Даже дважды: сначала на 9 мая, а затем на сто дней.
"Царь с боярами" дважды был вынужден объяснять народу, что такого не будет, но наступление идет по плану и все задачи выполнены. Наши обозреватели и командование тоже уверяют: отступление из Лимана и других городов тоже происходит по плану. Но многим такой план не нравится и есть желание его пересмотреть, потому что так и отступление в Москву Красной Армии или Кутузова можно назвать "маневренной обороной". Как иронизируют французы, они могли бы выиграть войну у немцев в 1940 г., если бы имели возможность отступать по дну Атлантического океана.
Бытует мнение, что стоит не собирать все силы для большого наступления, а воевать не канонически и атаковать врага локально на всех возможных направлениях. Такое целесообразно было делать еще с середины апреля, особенно на юге, пока враг не стянул больше сил и не нарыл окопов. Если бы это происходило, то и линия фронта могла сейчас быть не под Гуляйполем, а ближе к Мелитополю.
Ситуация с обороной Мариуполя тоже выглядела бы иначе, если бы фронт был в 30-50 км от него, а не в ста. Идея дать врагу взыскать побольше войск в одной локации, а потом всех их накрыть "Градами", если иного чудо-оружия нет, может и каноническая, но можно пойти и другим путем.
Нестор Махно, который военных академий не заканчивал и даже в армии не служил, прекрасно бил царских офицеров, как из Белой, так и Красной армии, а не ждал, когда союзники дадут ему гаубиц до отвала. От маневренной обороны уже давно пора переходить к маневренным атакам, чтобы не давать врагу накапливать силы, чем он два месяца и занимался на юге и вблизи Херсона и Кривого Рога. Хорошо что он канонически раз от раза скапливался в Чернобаевке, а ВСУ накрывали его с неканонических позиций.
Возможность применения такой тактики уже отпугнула ра**истов, которые увидели в наших контратаках на северо-восток от Харькова не желание выйти к границе и стать на нем, а невесть что. Как канонические военные они увидели в этом план перекрыть дорогу из Волчанска в Изюм, забыв, что имеют еще один путь снабжения из Валуйков, которые Сталин отдал РСФСР.
Читайте также"Освобождение" Донбасса не удалось: как РФ один за другим проваливает свои планы по УкраинеИз-за этого они дважды с перепугу заливали фосфором местечко Тернова, пока не сообразили, что это глупость. Когда поняли, то почему-то решили, что наша армия собирается идти освобождать Белгород от рашизма и требовать вернуть село Середа, которое Сталин тоже отрезал к РСФСР. Из-за этого в Белгородской области заминировать пути и поля вдоль границы. В последние дни мая ра**исты даже возобновили контратаки на уже потерянные ими населенные пункты вблизи Харькова.
Похоже, что враг, опасаясь обещанного нами генерального наступления, которое приведет к перелому ситуации на фронтах, сам начинает применять тактику если не маневренных атак, то отвлекающих движений. Обстрелы и попытки атак в направлении Харькова, обстрелы пограничных районов в Черниговской и Сумской областях, воинственное шевеление Лукашенко – всем этим он намерен не позволить нам собрать все силы в кучу и наступать по канонам. Итак, враг сам принуждает нас к отклонению от канонов и поиску других вариантов. Возможно, их находка и приведет к тому перелому в войне, которого все ожидают.
Сергей Климовский, блогер, кандидат исторических наук
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред