Значит, во-первых. Если вы решили для себя, что будете уезжать – то оптимальный момент для этого потерян. Это надо было делать раньше. Сейчас люди вспомнят, что им срочно нужно спасти ковер со стены 1978 года выпуска Ташкентской фабрики текстильных изделий УзССР 16 рублей 78 коп., стеганое одеяло и телевизор «Грюндик» 1997 года выпуска – хороший, еще работает, не бросать же – и забьют выезды и развязки.
Если вы окажетесь в такой пробке и услышите или увидите военную технику – выходите из машины и отходите от дороги. Если это вражеская техника – им плевать, у них приказ, они пойдут гусеницами по машинам. Если это своя техника – враг всегда воспользуется возможностью нанести удар по движущейся на марше колонне. А то, что она окружена людьми, им плевать.
Если вы живете в крупном городе, то, как ни парадоксально, на данный момент это будет наиболее безопасное – точнее, наименее опасное – место.
Потому что я совершенно не представляю, как они будут брать, например, Харьков. Штурм Грозного длился полтора месяца и стоил им минимум полторы тысячи трупов и несколько сотен единиц бронетехники. В одном Харькове проживает столько, сколько жило во всей Чечне на момент 1995-го года.
Видимо, расчет был на то, что оборона Украины посыплется после первых ударов, и они войдут, как на параде. Не посыпалась. Блицкриг явно не удался. Теперь они будут продвигаться вглубь страны, окружать города и пытаться взять их блокадой, но это та еще тактика.
Так вот, окружить город и войти в него – это совсем не одно и то же. Это вообще не одно и то же. Это абсолютно разные вещи.
Но, завязнув, они начнут утюжить. В том числе и по жилым кварталам. Поэтому, еще раз: если метро есть – метро. Это самое надежное укрытие. Если есть бомбоубежище рядом – отлично. Если нет ничего – подвал многоэтажки. Её можно обрушить только ракетой – и то попадание «Калибра» в жилой двор под Чугуевым показывает, что попадание должно быть непосредственно, либо авиабомба – хорошая такая, килограмм на пятьсот, не меньше. Ни ствольная артиллерия, ни РСЗО многоэтажку обрушить не смогут.
Читать такжеПерейденный Рубикон Путина: почему с ракетных ударов по Украине может начаться третья мировая
Кто окажется рядом с линией фронта – идите, расчищайте в подвалах запасные выходы. Должно быть, как минимум, два. Разнесенных по разные стороны. Желательно даже пробить еще пару на другую сторону дома. И выкиньте весь пожароопасный мусор, что там есть
Во-вторых. Если в вашем городе начнутся уличные бои – первым делом исчезнут вода, свет, отопление. Позаботьтесь о воде прямо сейчас. Наберите, сколько сможете. Пусть будет. Если температура минусовая – можно заморозить. Лед хорошо хранится, а, главное, его легче топить, чем снег. Снег вообще замучаешься растапливать, он пористый, много воздуха, и воды дает раз в десять меньше первоначального объема.
Зарядите все аккумуляторы, какие есть.
Дрова. Попробуйте запастись дровами.
Бодяга эта, по всей видимости, надолго.
Читать такжеЧего ждать от Путина после ракетных ударов по Украине
В-третьих. В одной пятиэтажке пять подъездов. По четыре квартиры на этаже. Итого сто. Пусть даже по одному человеку в квартире – уже сто человек. Пусть даже половина уедет – все равно пятьдесят.
Пятьдесят человек за сутки насрут пятьдесят куч дерьма.
Канализации не будет. Кустики за гаражами, двор, котельную вы такими темпами засрете влет, за неделю.
На носу весна. Все это потечет – и потечет в ваш ближайший водозабор, где вы будете брать воду.
А потом жара, пыль, ветерок подул – острая инфекционная дизентерия в местах скученного проживания людей без санитарных условий вспыхивает моментально.
Немовля при дизентерии умирает за двое суток – в тельце просто нет такого количества запасов воды, чтобы антибиотики успели подействовать. Пятилетний ребенок умирает за неделю. Взрослый может умереть за две.
У меня была дизуха. Это жопа. Это круглыми сутками напролет не можешь разогнуться, срешь кровавой струй на три метра брызги до потолка.
Поэтому – продумайте место, где вы все будете с**ть.
Это важно настолько же, насколько еда и вода.
Это то, что можно сказать сейчас, сходу.
Читать такжеПрограмма максимум Путина - капитуляция Киева
Но все-таки, если вы напрямую не задействованы в помощи, теробороне, волонтерстве, плетении сеток – ищите возможности покинуть город. Теперь это уже не так просто, как вчера, но все же это лучше. Просто потому, что вы будете мешаться. Вода закончится через неделю, еда через две, армии надо будет выделять АРС, чтобы привезти вам воду, сопровождение, отвлекать на это ресурсы, людей, это лишнее копошение, лишнее привлечение внимания, а вдарить куда-то, где кто-то вошкается, самое милое дело, вы начнете болеть, забьете больницы, займете места раненных, будете сдерживать применение оружия – если на вашем доме будет огневая точка, а вы сидите в подвале и машете оттуда белыми флагами, то возможности ЗСУ по ликвидации точки снижаются, и вообще вы лишние.
Каждый принесет максимальную пользу только на своем месте. Так что продумывайте свою стратегию заранее.
Детей – вывозить обязательно. Это даже без вариантов.
И, главное, не паниковать. Как говорят на воде – убивает не вода, убивает паника.
Так же и в любой другой экстремальной ситуации.
Не давайте своему страху диктовать вам необдуманные решения.
Аркадий Бабченко, российский журналист, военный репортер