Американское издание The New York Times со ссылкой на представителя администрации президента США сообщило, что президент России Владимир Путин отложил возможное вторжение в Украину ближе к весне из-за слишком мягкой зимы.
Когда оценивают возможное наступление России на Украину, то не стоит отталкиваться только от сухопутного контингента - танков, артиллерии и тому подобного. Не надо забывать, что есть угрозы применения Россией киберопераций для впечатления критических объектов инфраструктуры - электростанций и т.д., что является неблагоприятным в отопительный сезон.
Военное наступление всегда содержит несколько компонентов, и сухопутное - лишь один из них. Действительно, текущие погодные условия в Украине не способствуют сухопутному наступлению, потому что когда возникает размокание почвы, для военной техники это может оборачиваться проблемами, в частности, без заморозков почвы техника просто может в ней увязнуть. Но, с другой стороны, в Украине сейчас есть много построенных дорог - в конце концов, сейчас не 1943 год, когда техника Советской Армии вязла в болотах во время продвижения.
Поэтому, конечно, погода может внести свои коррективы, но этот фактор не основной. Напомню, что в 2015 году были не очень благоприятные погодные условия, но тогда велись чрезвычайно мощные бои за Дебальцево, а позже - и на неоккупированной территории.
Зато мы можем увидеть, что тот же NYT одновременно сообщил и о том, что Россия перебросила к границе с Украиной ударные и транспортные вертолеты. Это свидетельствует о повышении ставок Россией и продолжении давления на переговорах на США, Европу и Украину для того, чтобы выторговать для себя определенные уступки.
Тем не менее, исключать сценария полномасштабного наступления также не стоит, ведь неизвестно, блефует ли Путин, несмотря на то, что Россия уже ведет войну против Украины и даже захватила часть территории.
Читайте такжеПрогноз на 2022 год: начнет ли Россия "большую войну" и попытается ли захватить КиевПока такая вероятность невысока, потому что продолжаются переговоры с НАТО. Но в зависимости от их результатов, дальнейшее развитие событий может отличаться, и какими именно будут военные действия - обострение ситуации на Донбассе или продолжение давления на границе - сказать сложно.
Поэтому лучшим ответом здесь была бы решительная позиция Украины относительно масштабных военных учений с задействованием в них разного рода войск, а также проведение переговоров с Западом о том, что никаких уступок под давлением и шантажом быть просто не может. То есть Украина должна не просто предостерегать и осуждать действия РФ, но и демонстрировать, что тоже не сидит сложа руки - не только сами работаем над укреплением обороноспособности, но и привлекаем к этому партнеров.
Александр Мусиенко, руководитель Центра военно-правовых исследований, специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред