За время полномасштабной войны Вооруженные силы доказали, что способны творить настоящие чудеса. Но для Победы и мира стране необходима не только героическая армия, но и прозрачное, деполитизированное, профессиональное Министерство обороны, которое эту армию обеспечит всем необходимым.
Но мы встретили 2025 год со слухами об отставках, скандалах, расследованиях, политических войнах в минобороны. Резонансные коррупционные скандалы, затягивание важных решений, частые изменения правил игры по закупкам, войны между чиновниками и общественностью за влияние на процессы — часть повседневности министерства. Как следствие, оно занято тушением пожаров вместо формирования среднесрочной и долгосрочной стратегии развития ВСУ и оборонного сектора в целом.
В этом всегда удобно найти персонального ответственного — будь то министр или часть его команды, Премьер-министр, Президент Украины или Джо Байден (а скоро — Дональд Трамп). Но на самом деле государственной системе и украинскому обществу в целом не хватает институционального подхода к решению проблем. Чаще выбирается размытие ответственности или поиск одного-единственного виновного.
Я посмотрю на необходимые изменения в Министерстве обороны с позиции предпринимателя, который наполняет бюджет, выполняет государственный заказ и донатит на Силы обороны. Ибо предпринимательское сообщество ни в коем случае не устало помогать армии. Бизнес — не враг для Министерства, Государственного оператора тыла или Агентства оборонных закупок. Но бизнес устал от неэффективности и политики во времена, когда нужно думать в первую очередь об эффективности и ответственности.
В центре изменений должен быть профессионализм и ориентация на результат, а не фамилии или политические интересы. Министерство должно ориентироваться на формирование стабильных правил работы, которые позволят армии эффективно уничтожать врага, бизнесу эффективно обеспечивать силы обороны всем необходимым, а для коррупционеров заблокируют возможность наживаться на войне.
Первое, с чего нужно начать, — очистить Министерство обороны от политики. Вместо того чтобы сосредоточиться на реформах, закупках современного вооружения, обеспечении военных всем необходимым, Министерство обороны остается полем политических войн.
Политика всегда будет частью управления государством, но есть сферы, где его влияние должно быть минимизировано. Оборона — одна из них. Это сфера, которая нуждается в решениях, основанных на анализе, стратегии и потребностях армии, а не на политических амбициях. Тем более, что Украина сейчас становится центральным элементом европейской безопасности. Соответственно, эффективность и технократичность сферы безопасности важна и в контексте евроатлантической интеграции.
Каждая минута, потраченная на кулуарные договоренности, защиту интересов конкретных поставщиков или лоббирование интересов иностранных производителей, стоит стране потери доверия и, что хуже, человеческих жизней. Министерство должно быть коллективным технократом, работающим исключительно в интересах армии и государства, а не отдельных политиков, псевдоактивистов или серых кардиналов. Должности в МО должны занимать профессионалы, а не люди с политическими связями или популярные в социальных сетях.
Второй шаг — прозрачность должна быть настоящей. Коррупционные скандалы в Министерстве обороны — это не просто имиджевая проблема. Это реальная угроза обороноспособности государства. Пока практически вся "борьба с коррупцией" в Министерстве обороны и специализированных агентствах носит медийный характер. И это не приносит никакого реального результата.
Инструменты общественного контроля работают неэффективно. Даже вокруг избрания членов нового Общественного антикоррупционного совета при Министерстве (далее — ОАС МО) разгорается скандал, потому что провалилась даже попытка запустить онлайн-голосование. Чтобы этот инструмент работал эффективно, его юридический статус должен быть адекватно урегулирован. Кроме того, к контролю деятельности Министерства должны быть допущены представители бизнеса и экспертного сообщества, что сделает контроль более профессиональным и сбалансированным.
Но предпочтение должно быть отдано действительно действенным технократическим инструментам. Поэтому антикоррупционные меры должны быть действенными, а не медийными. Действительно антикоррупционными являются:
Возврат полноценной процедуры закупки. Что требует, например, вернуть Антимонопольный комитет как арбитра закупок. Именно Антимонопольный комитет может быть действенным, эффективным и оперативным арбитром между государством и бизнесом.
Стабилизация требований к исполнителям заказа и технических требований к продукции. Ибо постоянный пересмотр требований к продукции не дает бизнесу нормально планировать работу и часто выглядит как скрытое лоббирование своих.
Четкое заблаговременное планирование закупок, что позволяет не только избегать коррупции, но и значительно повышать эффективность использования ресурсов. Первый шаг к такой практике уже сделан — Государственный оператор тыла начал торги на 1 квартал 2025 года еще в 2024 году, что делает работу более прогнозируемой. И бизнес может только приветствовать такие изменения.
Эти шаги полностью во власти Министерства обороны. Однако профильный департамент, ответственный за стандартизацию процессов закупки, скорее мертв, чем жив.
Третий шаг — принципиально другие требования к качеству управления на всех уровнях министерства. Мы можем долго перебирать министров и замминистров, но качество управления всегда определяется на среднем уровне.
Эффективное управление — это не только грамотное распределение ресурсов, но и создание быстро реагирующей на вызовы системы. Необходимо внедрение KPI для всех департаментов МО, Государственного оператора тыла, Агентства оборонных закупок. И главные KPI – это не сумма "сэкономленного" за счет качества, а своевременное, качественное и прозрачное обеспечение сил обороны необходимым.
Четвертый необходимый шаг – спокойное и компетентное внедрение лучших управленческих практик наших иностранных партнеров. Сотрудничество с партнерами должно предусматривать обмен опытом, внедрение эффективных управленческих практик и принципов государственно-частного партнерства.
Эффективность обеспечения зависит от возможности Министерства обороны четко и прогнозируемо формулировать потребности вооруженных сил как относительно количества, так и относительно требований к продукции. Поэтому самое важное, что нам следует перенять у наших партнеров — опыт стратегического долгосрочного планирования закупок.
Бизнес рассчитывает на предсказуемость от всех участников процесса, закрепленную в нормативных документах и принципах работы Минобороны. Потому что ситуации, когда ГОТ и АОЗ начинают закупки хаотично с нереалистичными сроками исполнения, создают ненужные вызовы для обеспечения армии.
Еще одна практика, которую мы должны перенять у наших партнеров, — локализация. То есть приоритет закупки необходимого для армии у национальных производителей — так работают в США, Франции, Британии и других странах НАТО. Ведь это не только наполняет бюджет и создает рабочие места, но и выступает долгосрочной гарантией безопасности. Локализация как обязательная практика в оборонных закупках должна стать нормой.
Я бы мог еще вспомнить цифровизацию или международный контроль, но эти слова уже превратились в некий карго-культ.
В Министерстве обороны должен доминировать культ результативности. Для этого все 4 перечисленных компонента изменений — деполитизация, реалистичные антикоррупционные шаги, повышение качества управления и наследование положительного иностранного опыта — должны работать в синергии. Министерство, которое будет отвечать этим требованиям, сможет не только обеспечить победу в войне, но и создать фундамент будущей сильной и защищенной Украины.
Олег Митрохин — бизнесмен, владелец компании МИК. Компания МИК — ведущийукраинский производитель спецодежды для различных отраслей, в частности для промышленности, строительства и сферы безопасности.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред