Очень важно, что лидеры НАТО накануне встречи президентов США и Российской Федерации Джозефа Байдена и Владимира Путина четко артикулировали позицию Альянса по Украине: украинское государство рано или поздно станет членом НАТО. Таким образом, Путину дали понять, что Украина будет членом Альянса, а потому свои "красные линии" он может рисовать где угодно, но к украинскому государству они не имеют никакого отношения. Это – важный момент, который Путин должен будет учесть во время разговора с Байденом в Женеве.
В общем, для Украины прозвучал позитивный сигнал, но не хватает конкретики, которая уже давно должна быть сформулирована. Тогда не возникали бы риторические вопросы: "почему Украина не в НАТО?", "когда она будет в НАТО?" и пр. Если бы Украина и страны Альянса сподобились на подготовку конкретного плана действий, после выполнения которого наша страна сразу получила бы условный ПДЧ, многие вопросы снялись бы с повестки дня.
К большому сожалению, мы до сих пор почему-то не можем предложить НАТО такой план действий, а, соответственно, Альянс не реагирует на эту реальность и приглашает нас продолжать заниматься реформами. А реформы – это дело бесконечное, они продолжаются постоянно, и, кстати, все страны НАТО проводят реформы.
Поэтому Украине стоит двигаться по пути, который она один раз уже прошла с Европейским Союзом – подготовить план действий, как когда-то по безвизу, выполнить его и получить желаемый результат. Тогда у обеих сторон будет понимание того, чего мы хотим друг от друга. Да и Украина будет понимать: если она выполнила согласованный план за год, значит, она получит ПДЧ. И тогда опять-таки у нас не будет возникать вопросов "когда" и "почему".
В 2008 году Запад еще продолжал надеяться на то, что Путин – это лидер нового типа, ведь еще в 2003 году он говорил о том, что Россия рассматривает возможность вступления в НАТО. Тогда Путин еще ассоциировался с реформаторами, экономика РФ тогда росла, а связи России с Западом укреплялись. То есть тогда происходило то, что Запад воспринимает как позитив. На этом фоне предоставить Украине и Грузии ПДЧ означало резко затормозить и отказаться от взаимовыгодного сотрудничества, надежд и т.д.
Сегодня мы имеем кардинально противоположную ситуацию, когда Россия является угрозой, и это признано во всем цивилизованном мире, когда против РФ ведется политика сдерживания и политика экономических и политических санкций, когда Путина называют "убийцей", причем не только журналисты, но и ключевые политические деятели. То есть при сегодняшних обстоятельствах фраза о том, что Украина станет членом НАТО, имеет совсем другое звучание, потому что обстоятельства изменились не в пользу Российской Федерации.
Не отреагирует ли Путин на заявления относительно членства Украины в НАТО более агрессивными шагами в отношении нашей страны? Думаю, эта тема будет обсуждаться на встрече Путина и Байдена: ему обозначат варианты действий, в частности, на случай если он вдруг начнет вести себя более агрессивно – ему положат на стол перечень шагов, которые будут осуществлены в ответ, и они на него произведут отрезвляющий эффект, потому что Путин поймет, что ему это будет очень дорого стоить.
Украина все больше и больше воспринимается на Западе как часть цивилизованного мира, которая еще находится в "прихожей" коллективного Запада, которая еще не является членом ни ЕС, ни НАТО, но, вместе с тем, она уже совсем по-другому воспринимается. Если посмотреть глазами любого западного политика или эксперта на постсоветское пространство, то мы увидим четкую картину: с одной стороны, Россия и Беларусь – ячейки тоталитаризма и неприятия западных ценностей, а с другой – Украина, Грузия и Молдова, которые явно тяготеют к западному пространству. Исходя из этого, трудно представить, что могут найтись вещи, которые Западу покажутся настолько выгодными, что он сможет пожертвовать Украиной, Грузией и Молдовой.
В стратегическом смысле Украина для США является принципиально важным субъектом международных отношений, потому что успех украинской демократии – это пролог к возможному успеху демократии на всем постсоветском пространстве. Разве что за исключением России, потому что там ситуация пока бесперспективная.
Впрочем, так же, как для США, Украина является стратегически важной и для России. А потому возникает вопрос, не попытается ли Россия "вырвать зубами" Украину из рук Запада. Однако, что касается "зубов", то Путин не так давно говорил, что Россия "даст по зубам" всем, кто посягнет на "священную русскую землю". Но на самом деле "зубы" у России гниловатые. Несмотря на то, что Путин активно размахивает "ядерной дубинкой", экономика РФ стремительно приближается к нулю. Российская экономика – это экономика сырьевого придатка, и сейчас этот придаток становится не западным, а восточным, то есть переориентируется на Китай, но от этого экономика России не становится сильнее. Поэтому у Путина вряд ли хватит ресурсов для того, чтобы противостоять США.
А Штаты очень деликатно, не объявляя об этом на телеканалах, втягивают Россию в гонку вооружений. Видимо, Вашингтон имеет в виду опыт почившего а бозе СССР, который в свое время надорвался в этой самой гонке и умер даже быстрее, чем на это рассчитывали. Поэтому это нормальная тактическая линия, которая приведет Россию к тому самому финалу.
Владимир Огрызко, руководитель Центра исследования России, дипломат, экс-министр иностранных дел Украины, специально для Главреда
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред