С сожалением могу отметить, что большинство жителей России, даже умных и образованных, не понимает, что их ждёт. Попробую объяснить, что конкретно ожидает разные категории граждан – от белых воротничков до синих воротничков и бюджетников.
По моим оценкам, в 2022 году реальные доходы населения упадут в 1,5-2 раза. Однако это не будет равномерное падение доходов – то есть вы не можете просто поделить свою зарплату в два раза и прийти к выводу, что и так можно нормально жить.
Россиян ожидают структурные изменения в экономике, сопоставимые с изменениями на рубеже 1980-1990-х годов. Тогда целые классы, которые жили относительно неплохо в СССР – учёные, профессора и доценты, сотрудники оборонных предприятий, военные и многие другие мгновенно скатились в нищету, и им пришлось срочно искать новое место в жизни, чтобы просто выжить. Их сбережения и накопленный человеческий капитал де-факто превратились в тыкву.
Сейчас Россию ожидает что-то очень похожее.
Белые воротнички
За последние 20 лет появился огромный класс работников, который часто называют "офисным планктоном", – сотрудников банков, финансовых и аудиторских компаний, офисных работников российских и международных компаний и т.д. Занятость и зарплаты в этом секторе сократятся в разы.
Возьмем для примера аудиторский бизнес. Большая четверка (PwC, Deloitte, E&Y, KPMG) уже анонсировали, что они уходят из России. Но даже если бы они остались, им бы все равно пришлось сократить 80-90% сотрудников. Кто основные клиенты у "Большой четверки"? Это российские подразделения международных компаний (которые обязаны нанимать "четверку" для консолидации отчётности материнских компаний) и крупные российские компании, которые хотят получить финансирование на международных рынках капитала. Международные компании массово уходят из России, а рынки капитала для российских компаний сейчас закрыты и, похоже, откроются ещё не скоро. То есть спрос на качественные аудиторские услуги резко упадет. Российские аудиторские компании не смогут нанять всех, кто потеряет работу. Во-первых, потому что спрос на их услуги тоже упадет. Во-вторых, там намного ниже тарифы и, соответственно, в разы ниже зарплаты.
Читайте также200 рублей за доллар – не предел: как в России хоронят рубль
Итого, мы очень скоро увидим армию бывших высококлассных аудиторов и консультантов, которым придется срочно переквалифицироваться и строить другую карьеру. Для справки, в "Большой четверке" было занято порядка 10 тысяч человек. Я подробно рассмотрел пример аудиторского рынка, но аналогичные изменения ожидают:
- финансовый сектор, особенно тяжёлый удар будет по инвестиционным банкам;
- консультантов, маркетологов, таргетологов – в условиях падения доходов и потребительского спроса, а также блокировки площадок для размещения рекламы, затраты компаний на подобные услуги резко сократятся;
- в целом офисные работники – мы видим, сколько западных компаний ушло из России, их офисный персонал не сможет найти аналогичную работу, так как российские компании также находятся в кризисе и, скорее, будут думать о сокращениях, чем о найме персонала;
- широкий класс людей, кто зарабатывал с помощью соцсетей – Инстаграма, Фейсбука. ВПН поставит себе небольшой процент пользователей соцсетей, то есть количество потенциальных клиентов (которые при этом ещё станут беднее) у всех, кто построил свой бизнес вокруг Инстаграма и Фейсбука резко упадет.
Большинству из таких людей придется искать новый способ зарабатывать на жизнь. Я привел далеко не полный список секторов, где заняты белые воротнички, и которые очень сильно пострадают.
Впрочем, значительная часть российского общества их недолюбливает. Кто-то скажет, что так им и надо, меньше будут по гейропам кататься и фуагру есть.
Синие воротнички
Проблема в том, что многие сектора, где заняты синие воротнички, также очень сильно пострадают. Мы видим, что автомобильная отрасль в России фактически встала. Toyota, BMW, Volkswagen и другие иностранные производители объявили об остановке заводов почти сразу после начала войны. Но сейчас уже встал и АвтоВАЗ, а также частично КамАЗ. Конечно, используя старые чертежи и, возможно, контрабанду недостающих компонентов, частично производство удастся восстановить, но значительная часть работников окажется без работы. Вместе с предприятиями-смежниками и подрядчиками на улице окажутся сотни тысяч человек.
Авиационную отрасль ждут масштабные сокращения. Российские авиаперевозчики уже не могут летать за рубеж. Скоро из-за невозможности обслуживать самолёты придется сокращать и внутренние перевозки. Без работы останутся пилоты, стюарды и стюардессы, наземный обслуживающий персонал и т.д.
Читайте такжеРоссийская экономика – уже труп: почему коллапс РФ неизбежен
Ресторанный бизнес также ждут масштабные сокращения. Мы уже знаем, что McDonalds ушел из России, а это 60 тысяч занятых, плюс 100 тысяч занятых в предприятиях-поставщиках. Однако это не конец истории. Российский народ сейчас значительно обеднеет, то есть спрос на рестораны резко упадет. Также упадет спрос на салоны красоты, кинотеатры, путешествия, услуги такси и т.д.
Значительной части людей, которые заняты в этих отраслях, придется менять профессию, так как очень скоро просто не будет достаточного количества рабочих мест по их текущему профилю. Резко сократится строительная отрасль, так как народ и компании будут думать, как выжить, а не как купить новую квартиру или офис. Тем более из-за массовой эмиграции и бегства западных компаний, на рынок вывалятся освободившиеся квартиры и офисы, что ещё снизит стимулы инвестировать в новое строительство.
Бюджетники
Российские бюджетники пострадают, скорее всего, меньше всего. Доходы в реальном выражении у них, конечно, упадут (им будут платить обесцененными рублями), но они хотя бы сохранят работу, и им не нужно будет думать о срочной смене профессии. Силовикам и пропагандистам, скорее, зарплаты, будут индексировать по инфляции или даже выше. Эти категории Путин будет холить и лелеять до последнего.
После прочтения этого текста может сложиться впечатление, что во всех секторах будет только хуже. Это не так, появится много новых бизнес-возможностей.
Во-первых, опять, как в начале 1990-х годов, расцветет бизнес челноков. Если Zara, H&M и другие компании ушли из России, это не значит, что людям не нужно будет одеваться. Этот спрос будет удовлетворяться как российскими производителями одежды (где стоит ожидать рост занятости), так и челноков, которые будут в сумках привозить импортные шмотки.
Во-вторых, очень скоро в соседних странах можно ожидать появления посредников, через которые можно будет покупать товары на Amazon и других интернет-магазинах, заблокированных в России. Товары будут доставляться на адрес в условном Казахстане, а потом переправляться в Россию.
В-третьих, появятся серые посредники, которые будут помогать России обходить санкции, – контрабандировать запчасти для самолётов, товары роскоши, запрещённые к импорту и т.д.
Читайте такжеВойна уже проиграна Россией, и вопрос времени, когда Путин это признает
В-четвёртых, можно ожидать роста занятости в сельском хозяйстве. Сокращение импорта с/х продукции из-за падения доходов населения, а также введение эмбарго ведущими международными производителями на импорт сельхоз техники приведут к снижению механизации, а, значит, и росту занятости. Однако значительная часть роста занятости в сельском хозяйстве не будет отражена в статистике, так как она будет происходить на личных приусадебных участках (доля натурального хозяйства в экономике вырастет).
Я обозначил только некоторые из возможных трендов. На самом деле полную картину того, что будет происходить в России, пока не знает никто. До сегодняшнего момента история не знала введения подобных санкций против страны такого размера. Если разумные силы в российской власти возьмут верх и смогут убедить Путина прекратить эту бессмысленную войну, то можно ожидать, что значительная часть санкций будет отменена или ослаблена, и тогда российская экономика сможет избежать совсем уж катастрофических последствий.
Если же Путин продолжит войну, то скоро мы будем читать многочисленные истории о поломанных судьбах уже внутри России. Средний класс станет бедным, а бедные станут нищими. Очень надеюсь, что они это смогут понять.
Максим Миронов, профессор финансов, доктор Чикагского университета
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред