Будучи увлеченными ходом «специальной военной операции» в Украине и «сплачиваясь вокруг флага», россияне, на мой взгляд, упускают из вида одну «геополитическую» проблему – проблему окружения и союзничества.
Распад СССР воспринимался и воспринимается как трагедия и катастрофа прежде всего потому, что Москва утратила значительную часть территорий и перестала быть центром одного из двух военно-политических блоков.
«Возрождение» России началось на рубеже 1990-х и 2000-х годов с трёх символических шагов: «реконкисты» в Чечне (август 1999 – апрель 2000 г.), создания «союзного государства» с Беларусью (8 декабря 1999 г.) и оформления альянса с Китаем через образование ШОС (15 июня 2001 г.).
При этом все последние десятилетия Россия искала для себя союзников (строительство ЕАЭС было постоянно присутствовавшей в политике Кремля парадигмой) и стремилась разрушить противостоящие ей альянсы (что было заметно от игр с Берлином и Парижем против Вашингтона в 2003 г. до поддержки Д. Трампа в США и анти-ЕСовских сил в Европе).
Эта политика была если не оптимальной, то, по крайней мере, принимавшей во внимание геополитические реалии. За последние 500 лет ни одно государство не добивалось во внешнеполитической и военной сферах серьёзных успехов вне рамок мощных союзов (даже попытка «строительства социализма в отдельно взятой стране» чуть было не закончилась в СССР в 1941 г., будучи спасена «империалистическими» США и Великобританией).
«Специальная военная операция» в Украине поставила крест на таком курсе. С одной стороны, Россия отказалась от продвижения любой, в минимальной степени универсалистской идеи (раньше такими были коммунизм, панславизм и даже убогое «евразийство»), провалившись в националистический дискурс.
С другой стороны, Москва заставила союзников просто-таки отшатнуться от себя: вот уже Казахстан прямо говорит, что не нарушит ни одной антироссийской санкции, армянский лидер начинает восстанавливать отношения с Турцией от полной стратегической безысходности, а Китай официально открывает новые транспортные коридоры с ЕС, понимая, что Россия сейчас выступает не «мостом», а «стеной» между Европой и Азией.
При этом российская силовая «инициатива» в отношении Украины сделала то, чего не могли даже мечтать добиться самые отпетые «русофобы»: уже в этом году в НАТО могут вступить нейтральные Швеция и Финляндия, которых десятилетиями считали примером «взвешенного» отношения к опасному соседу; Украина получит в ЕС статус кандидата с неплохими перспективами на членство; Европа «переломит через колено» Германию, заставив её отказаться от российской нефти; и, наконец, в течение нескольких лет военные расходы НАТО возрастут весьма существенно, а у доктрины жёсткого сдерживания России не останется ни одного противника.
Читать такжеПоследнее сражение российской армии, или Почему у Путина нет шансов на победу в УкраинеЗа короткое время Москва разрушила создававшиеся ею альянсы (уверен, что Пекин спишет её с «геополитической карты» в случае поражения в Донбассе) и серьёзно укрепила солидарность внутри тех, которые ей противостоят.
Ситуация, на мой взгляд, напоминает период 1989-1990 гг., когда союзники СССР дистанцировались от него, страна понимала невозможность победы в Афганистане, а Запад сплачивал свои силы в поддержке невинно пострадавшего от агрессии Ирака Кувейта – иначе говоря, время созревания той «геополитической катастрофы», всхлипы по которой раздаются из Кремля с 2005 г.
А что было потом, известно: крах «исторической России», начавшийся с отделения «спорных» прибалтийских территорий.