Многочисленные разговоры о локдауне посреди сентября - пока только разговоры. Эпидемия коронавируса, конечно, есть, но коллапса медицинской системы пока нет. Более того, сейчас подход западного мира в том, что, мол, тому, кто не бережется и готов заболеть – мы не будем мешать. Поэтому все зависит не от силы торможения эпидемии со стороны государства, а от силы противоэпидемических систем. В каждой семье, на каждом предприятии и в каждом местном самоуправлении страны.
В Украине исторически противоэпидемические институты в государстве фактически свернуты и за полтора года эпидемии это никак не изменилось. Поскольку соответствующие институты так и не заработали, соответственно, все зависит от противоэпидемических систем каждого предприятия и семьи. Следовательно, никто преждевременно не будет останавливать регион или всю страну, пока нет дефицита койкомест или прогноза о том, что они вот-вот закончатся – именно это и будет основным аргументом для введения локдауна.
В целом особого закона природы о критериях введения локдаунов нет. Это чисто менеджерские подходы по управлению ситуацией. Между тем, если анализировать мировой опыт, реагирование в виде ужесточения ограничений разные правительства осуществляли тогда, когда наступал уровень в 8 ежедневных смертей на миллион населения. Для Украины это, соответственно, 300 смертей в день и до такого показателя Украина дойдет примерно в промежутке с 20 октября по 4 ноября. Скорее всего, в этот период и будет введен строгий локдаун, а после этого пойдет спад. Тогда самая высокая точка заболеваемости, после которой начнется спад, придется примерно на первые числа ноября. Хотя как и в прошлом году, на графике мы увидим пик недели на две позже. Ибо в момент разгара волны у нас традиционное недотестирование, значительное количество инфицированных мы в статистике не видим, а регистрируем в основном тех, кто попадает на госпитальные койки (и инфицировались 1-2 недели раньше).
Сейчас рост заболеваемости идет по оптимистичному сценарию. Скорее всего это связано с тем, что Дельта еще не вытеснила другие варианты вируса – поэтому рост заболеваемости в течение двух последних недель проходит несколько медленнее, чем ожидалось. Однако, это может быть и искусственным занижением, потому что мы видим, что проводится мало тестирований. Как следствие - сразу вырос коэффициент положительности: ежедневный процент положительных ПЦР-тестов ежедневно стал зашкаливать и достиг 10+%. Это указывает, что обнаруживаем мы в десяток раз меньше, чем сейчас есть в обществе зараженных. О гипотезе скрытого роста заболеваемости свидетельствует и рост темпов госпитализации с ковидом. На сегодня этот показатель значительно выше прошлого года, соответствует показателям 8-9 октября 2020. То есть, несмотря на влияние Дельты, мы уже опережаем прошлый год на месяц.
Скачок заболеваемости сместился на месяц позже, соответственно волна будет меньше растянута во времени. Из-за этого прогноз показывает, что в ноябре не будет хватать коек в реанимациях. Причем на данный момент выглядит, что не будет хватать до 10 тысяч мест. И этот прогноз является катастрофическим. Потому что это дефицитное звено мы не можем усилить: за полтора года мы смогли нарастить лишь около 100 коек дополнительно. Понятно, что мы не увидим цифры нехватки коек в реальном времени – пациентов будут придерживать на предыдущих звеньях. И последствия мы увидим в росте летальности в реанимациях, общей летальности, а также избыточной смертности за 2021 год.
Читайте такжеИз-за политической целесообразности: когда власть введет локдаун в УкраинеПоэтому однозначно локдаун будет - вопрос лишь в том, насколько вовремя его введут. Согласно заявлениям главного санитарного врача, правительство будет рассматривать этот вопрос только в ноябре. А учитывая то, как быстро в Украине принимаются решения, то его введут не раньше второй половины ноября. А не во второй половине октября, как нужно по показателю 300 смертей в день. И не в конце сентября, как нужно для избежания захлебывания реанимаций.
Условно говоря, принимая показатели заболеваемости этой весны - нам нужно готовить «двойную» систему здравоохранения. Хотя даже доступную на момент весны количество заведений антиковидной помощи Национальная служба здоровья сократила как «сезонных работников», с ориентировочно 350 больниц до около 260. Соответственно, в новой волне скорость наращивания кроватей и квалификация персонала будут ниже. А в купе с зарплатными долгами, которые накапливаются, как снежный ком, кадровый потенциал очень истощен. Медики непрерывно увольняются и не хотят быть жертвами, которые без поддержки выходят «на передовую».
Объявление о переходе в "желтую зону" - это попытка политиков снять на будущее с себя ответственность, ведь этот ход никоим образом не повлияет на ситуацию. Потому что на самом деле озвученные ограничения по-прежнему не выполнялись в полном объеме.
Никто не считает, сколько людей на квадратный метр или на количество стульев находится в заведениях, потому что это относительные вещи. Разве что добавляют стулья, чтобы на случай проверки можно было бы посчитать «лишние». Спортзалы, в свою очередь, считают общую площадь всех помещений, поэтому получается, что то же количество людей скапливается в переодеваниях, душах, из-за чего накапливается «инфекционный аэрозоль», которым люди далее заражаются. Плюс со временем добавляются так называемые пробивные инфекции, которые "пробивают" или иммунитет тех, кто переболел, или вакцинальный иммунитет, начиная с пятого месяца.
Так как возрастает легкость распространения инфекции, также должна расти и мощность противоэпидемических мероприятий и локдаун в этом списке – последняя баррикада. В целом требуется широкое тестирование, особенно перед входом в скопления людей - перед концертами или крупными событиями, потому что так мы бы могли избегать распространения инфекции. Подобные быстрые тесты применяют на проходных крупных предприятий, после которых у "положительных" проводят расследование контактов для изоляции людей еще до возможных проявлений болезни (даже в бессимптомных случаях).
Кроме того, в Украине до сих пор не уделяется достаточного внимания вентиляции помещений. Хотя воздушный путь передачи - самый эффективный для распространения инфекции. Однако у нас, несмотря на обновленные рекомендации ВОЗ и CDC, до сих пор основным способом защиты правительством считается маска. На самом деле она больше относится к защите от передачи инфекции капельным путем, и не заменит респираторов и модернизации вентиляционных систем.
Сейчас, несмотря на ситуацию вокруг и готовность правительства к ней, мы просто приближаем катастрофу. Соответственно, в будущем стоит ожидать того, что распространение инфекции будет очень стремительным. А если заболеет много людей, им придется искать в больницах места, которые местные власти будут "придерживать" или пририсовывать из-за нежелания перехода в "красную зону". Кислородные концентраторы будут выдавать домой, из-за чего может сложиться ситуация, что люди будут умирать дома, не получив полноценной медицинской помощи. А учитывая низкие темпы вакцинации, можно ожидать, что шквал заболеваемости сделает эту волну эпидемии вдвое тяжелее, чем прошлой весной.
Вадим Аристов, стратег, инфекционист, консультант по управлению изменениями (Revival Institute for Future), специально для Главреда