Украина может стать "вечным кандидатом", или Что даст статус будущего члена ЕС

23-24 июня Украина может получить статус кандидата на вступление в Евросоюз / ua.depositphotos.com

Такое решение - больше политически-символический акт, чем деньги в кармане.

Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сообщила, что Украина ожидает положительного решения об одобрении предоставления статуса кандидата в члены Европейского Союза на саммите Совета ЕС вечером 23 июня утром 24 июня.

Что нам дает статус кандидата?

Прежде всего, это европейская перспектива. Еще до войны нам никто ее даже не обещал - были лишь слухи, разговоры и не было никаких авансов. Теперь мы имеем четкое обещание рассмотреть украинский вопрос и принять Украину в ЕС.

Если говорить о преимуществах вроде увеличения товарооборота, новых рынков, то в условиях войны для Украины они не являются очевидными. Сейчас почти никто не может спрогнозировать, какие цифры показателей роста мы можем получить после приобретения статуса кандидата на членство в ЕС. К тому же, этот статус автоматически не приводит к новым квотам, открытости границ, потому что каждая европейская страна в условиях войны переходит на протекционные рельсы, несмотря на согласование политик в рамках ЕС.

То есть мы не получим сразу какой-то значительной финансовой поддержки в рамках этого статуса. Нас поддерживают и увеличение финансирования предусмотрено - в частности, говорят о так называемых планах Маршала, но это не связано напрямую со статусом кандидата, хоть это и упрощает доступ к финансовым ресурсам.

Такое решение - больше политически-символический акт, чем деньги в кармане.

Не стоит забывать о том, что статус кандидата на вступление - это еще не членство и мы еще должны выбороть для себя экспресс-процедуру. Не менее важно, чтобы членство Украины не привязывали к пакетам, а рассматривали отдельно, безотносительно к Молдове или кому-либо.

Также надо понимать риски такого статуса, ведь Украина рискует стать “вечным кандидатом”, как это уже происходит с Албанией, Македонией, Турцией. Да, изменились геополитические обстоятельства и теперь сама Турция уже не спешит в ЕС, но мы не должны стать одними из таких кандидатов.

Кроме того, это не должно быть предметом большого торга и кулуарных сделок по урегулированию ситуации в Украине. Об этом уже сейчас в некоторых европейских кругах ходят слухи - мол, для Украины могут согласовать ускоренную процедуру получения членства как элемент соглашения, в котором Украина должна согласиться на территориальные уступки. Соответственно, это приведет к прекращению огня, условному миру в Европе и тому подобное.

В случае получения кандидатства мы должны понимать, что надо будет выполнить условия для того, чтобы этот статус не потерять. В основном они заключаются в вопросах борьбы с коррупцией. Соответственно, мы должны реформировать Конституционный суд, судебную систему и обеспечить эффективность работы антикоррупционных органов.

Имитировать реформы на данный момент Украина не имеет возможности. С другой стороны, если Украина будет идти согласно букве рекомендаций, мы рискуем в тот или иной момент потерять управляемость процессом, разбалансировать систему и не иметь эффективных механизмов наказания виновных, которые привели сюда “русский мир”, оказались мародерами во время войны и так далее. Ведь в условиях войны быстрое наказание - это признак эффективности государства.

Европейский Союз зависит от Украины. Он втянулся в войну в Украине - он зависит от нашего потенциала и нуждается в Украине. И этим стоит воспользоваться, но не надо быть попрошайками и тогда достаточно быстро кандидатство превратится в реальное членство в ЕС.

Я слышал разные даты возможного растягивания этого процесса, но если мы выполним “домашнее задание” и сохраним эффективность системы во время войны, мы сможем претендовать на членство и этот процесс не растянется на десятилетия.

Читайте такжеПоводы для беспомощной истерики Путина: как Украина выскальзывает из кремлевских лапСколько этот процесс [обретения полноправного членства] продлится - это гадание на кофейной гуще. С одной стороны, речь может идти о нескольких годах. Если этот вопрос затянется во времени, например, из-за длительной войны в Украине или если мы не пройдем цикл реформирования судебной системы, это может длиться 5-7 лет.

Есть еще более негативный сценарий, на десятилетия, когда ситуация в Украине войдет в так называемое болото - когда не будет ни мира, ни войны на фронте, мы будем иметь конфликт низкой интенсивности вроде того, который мы имели на Донбассе до широкомасштабного вторжения россиян. Также на это может повлиять на политический процесс в Украине, не говоря уже об усталости Запада от Украины - все это не будет стимулировать европейцев к ускорению процедуры получения членства.

То есть если мы покажем, что общество перешло в новое качество, предложим что-то не только для Европы, но и для всего человечества, то усталости от Украины не будет - наоборот, это будет стимулом для принятия Украины в ЕС и возложение на нас определенных надежд. Ведь сейчас уже видно, что именно здесь, в Украине, происходит весна Европы. Как говорит известный футуролог Яков Головко, мы - “последнее варварское королевство Европы” в положительном смысле этого слова. Здесь живет дух Европы - тот, что уже умер в самой старой Европе.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, специально для Главреда

Новости сейчасКонтакты