Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Путина, которого подозревают в совершении военного преступления незаконной депортации и перемещения детей из оккупированных районов Украины в Российскую Федерацию, что происходило по меньшей мере с 24 февраля 2022 года. И появление такого ордера было абсолютно прогнозируемым, ведь если возбуждено дело, то, конечно, будут и следственные действия. Ордер на арест как раз и является одним из следственных действий.
Выдача ордера не предусматривает обязательный приговор Путину. Это значит, что нужно задержать человека, допросить, записать его показания, а дальше будет продолжаться процесс. То есть это еще не тюрьма, не пожизненное заключение – ничего подобного. Это первый необходимый шаг.
Впрочем, есть момент, который важно иметь в виду. Россия не подписалась под Римским уставом, а, соответственно, не признает Гааги. Но есть 155 стран, подписавших Римский устав, и это ведущие страны мира. Следовательно, ни в одну из этих стран Путин уже с визитом приехать не сможет. Потому что несмотря на то, что он имеет президентский иммунитет, теперь есть ордер на его арест, поэтому из всех ведущих стран мира его выдадут.
Более того, даже лидеры тех стран, которые не подписали Римский устав, трижды подумают, общаться ли с Путиным. Ведь можно получить приглашение в Гаагу, если иметь с ним дело. Это касается Ирана, некоторых постсоветских стран, стран ОДКБ, которые сейчас на распутье.
Поэтому для Путина после выдачи этого ордера возникнут определенные проблемы.
Кроме того, ордер выдан из-за дела, касающегося незаконного вывоза детей с территории Украины в Россию, а это очень убедительное дело. Если гибель мирных граждан, неспровоцированное нападение, использование неизбирательного оружия, то есть ракет, которые не могут поражать точечные цели, а бьют по большим площадям – это тоже преступления, но все, что касается детей, является просто вопиющим преступлением, на которое обязательно будут реагировать в цивилизованном мире. Даже в Китае.
То есть выбран очень точный и удачный эпизод, за который выписан ордер.
Юридических последствий этого решения сегодня не будет, но завтра они вполне возможны. Поскольку сейчас, после этого ордера на арест, Путин превращается из президента в определенный актив, который его окружение может использовать. Теперь оно может схватить Путина, передать суду и получить определенное послабление для себя лично. Теперь Путин становится лакомым кусочком для своего окружения, которое может использовать его для обеспечения собственной безопасности. Это принципиально важно.
Ну, и тот факт, что война не закончена, а такой ордер уже выдан, является свидетельством того, что Украина все-таки движется правильным путем, и цивилизованный мир вместе с ней. А одержать победу над всем цивилизованным миром невозможно.
Теперь у Путина одна дорога – в кремлевскую стену. Там таких диктаторов, как правило, и хоронят. Или рядом, как Сталина. Туда ему и дорога. Путин уже фактически одним копытом в кремлевской стене.
Поэтому у Путина остается единственный способ избежать гаагского правосудия – умереть. Естественной смертью или неестественной. Других вариантов у него уже не остается.
Александр Кочетков, политический аналитик, специально для Главреда