Итоги «Собора УПЦ» можно кратко оценить словами Митрополита Епифания в Докладе на Архиерейском Соборе ПЦУ: «из большой тучи - малый дождь».
Дам обобщенную краткую характеристику.
1. Заявления о российской агрессии максимально мягкие и округлые. Это после 3-х месяцев страданий, которые главным образом коснулись областей, где много симпатиков МП. На все, что сочли нужным сказать о войне, найдено сорок слов! И ни одного из них - об оценке идеологии «русского мира» как основы агрессии и о своей роли в распространении этой идеологии.
2. «Выражаем несогласие» с позицией Кирилла - то есть не осуждаем, не разрываем связь, а просто «выражаем несогласие». Здесь явно видна формулировка митрополита Онуфрия.
3. «Зачистка Устава» - это то же самое, что отсутствие слов «Московский Патриархат» в официальном названии: попытка скрыть то, что «УПЦ» - остается в юрисдикции Московского Патриархата.
Слова о "независимости и самостоятельности" - изобретение еще 1990 (!) года для прикрытия зависимости и несамостоятельности. Есть автокефалия и автономия. Собор ни слова не сказал об автокефалии - даже о теоретическом желании ее достижения.
Что означает «независимость и самостоятельность 2.0»? Новый интерфейс старой программы? Если эта «независимость и самостоятельность» более независимая и самостоятельная, чем была - то не есть ли это одно и то же с признанием правоты утверждений УАПЦ/ УПЦ КП/ПЦУ, что «самостоятельность и независимость» на самом деле не была ни тем, ни другим?
Будут ли поминать впредь имя московского патриарха? - возможно будет видно из изменений в Уставе. Но судя по формулировкам Постановлений - митрополит Онуфрий будет поминать, а это означает дальнейшую зависимость от Кирилла всей Митрополии.
Читайте такжеСобор УПЦ МП одобрил решение о полной независимости4. Мироварения и диаспора - чисто «троллинг ПЦУ». Ни одно, ни другое никак не определяет статуса независимости. В Лавре варили миро во времена Киевской митрополии до 1686 г. и даже в синодальную эпоху РПЦ - но ни в коем случае это не было признаком независимости. Удерживать украинскую диаспору в орбите МП - давняя мечта, «патриаршие приходы» РПЦ в США и Канаде в советское время - в основном были украинскими по этническому составу.
5. Утверждение всех решений за период от 2011 года означает и утверждения этого решения УПЦ МП (по лекалу из Москвы), где сказано о разрыве со Вселенским Патриархатом. Вместо того, чтобы открыть дорогу к диалогу с ним - закрытые двери теперь еще и соборно заколотили досками.
6. Относительно диалога. «Чтобы диалог состоялся» относятся три предпосылки: согласиться, что общины не будут переходить из МП в ПЦУ; согласиться с тезисами пропаганды МП против ПЦУ; согласиться с тем, что иерархия ПЦУ - «неканоническая».
То есть Собор отвергает предложение Архиерейского Собора ПЦУ о диалоге без предварительных условий? Ждем разъяснения от другой стороны, но пока это выглядит так: выполнение 3-х предпосылок должно лишь открыть диалог без ясно обозначенной цели.
Такого ответа ожидали и ответственная относительно нынешнего состояния украинского православия позиция?
7. Скоростное проведение за день собрания, Синода, Собора епископов и Собора имело целью максимально свернуть дискуссию. Как во время мероприятий, так и в целом. Теперь на все вопросы в середине МПвУ будет ответ: читайте решение Собора, там все сказано.
«Гора родила мышь».
Евстратий (Зоря), Архиепископ Черниговский и Нежинский, заместитель Главы Управления внешних церковных связей УПЦ ПЦУ