Теракт в аэропорту Кабула. Погибли более 60 человек, 150 ранены. Среди убитых - 12 американских морпехов.
Первый взрыв совершил террорист-смертник у главного входа в аэропорт, где толпились люди, несмотря на предупреждения местных властей и иностранных государств.
Читать такжеСерия терактов в Кабуле: погибших не менее 60 человек, среди них 12 американцев
Второй взрыв произошёл у отеля "Baron" возле аэропорта, взлетел в воздух заминированный автомобиль.
Версий несколько:
1. Это сделали талибы, чтобы подтолкнуть США к завершению эвакуации 31 августа, такой себе сигнал о том, что продлевать срок не стоит, о чём ранее заявляли в Вашингтоне.
2. Это сделали "ИГ", которые просто воспользовались хаосом и толкотней в аэропорту, чтобы заявить о себе, в особенности после казни одного из их лидеров вчера в тюрьме Пули-Чахри возле Кабула.
3. Это сделало радикальное крыло талибов, связанное с "сетью Хаккани", без консультаций с политическим офисом, чтобы оказать давление на США в переговорах о продлении срока эвакуации после 31 августа.
В любом случае, теракт ещё больше ударит по репутации США и Джо Байдена, и вынудит отреагировать, но так, чтобы не ухудшить и без того хрупкую ситуацию в стране, не спровоцировать вооружённые столкновения с талибами, пока не вывезут всех солдат, и при этом сохранить лицо, чтобы это не выглядело как прощальный пинок от боевиков.
К тому же, возникнет вопрос: как именно реагировать и против кого?
Кроме того, взрыв точно сведёт на нет разговоры о вероятном продлении срока эвакуации после 31 августа, которого требовали Британия и США, а талибы не соглашались с этим. Теперь эвакуация точно закончится 31 августа, вряд ли страны захотят оставаться там дольше.
Ну и санкции против "Талибана", скорее всего, введут быстрее, чем ожидалось, а значит диалог Запада с талибами может быть отложен на определенный срок или осложнен.
Для руководства "Талибана" теракт станет оправданием для того, чтобы закрыть периметр аэропорта для афганцев, а также более решительно выступить против радикалов как в своих рядах, так и в других группировках.
А ещё можно будет вывести терроризм на первое место в списке вопросов, которые надо будет срочно решать в пост-американском Афганистане, а другие проблемы (права женщин, экономика, финансы, инклюзивное правительство) можно будет, в случае чего, отвести на второй план.
Но кроме того, теракт (если к нему не причастны талибы) подрывает авторитет новых властей и их попытки претендовать на монополию на насилие, таким образом обнажая уязвимость талибов перед другими местными игроками, а значит ослабляя их переговорную позицию, прежде всего с Панджшерским сопротивлением.