Разница между Европой постсоциалистической и Европой, которую совок не коснулся - очень наглядная.
Взять, к примеру, Австрию и Словакию. Когда ты въезжаешь с австрийской территории в пригороды Братиславы, сразу фиксируешь признаки совкового архитектурного наследства.
Панельные дома с маленькими окнами, которые, несмотря на все попытки словаков придать им оптимистичный вид, остаются депрессивными многоквартирными склепами.
Серые "конструктивистские" здания универсального назначения, одинаковые как уродливые близнецы. Гигантомантский мемориал "освободителям", возведенный на костях.
И все эти артефакты - такие заметные, такие мизантропические, такие мертвые, что уродуют собой весь городской ландшафт - и великолепную архитектуру старого города, и роскошные модерные сооружения.
Это - Словакия, где совок никогда не свирепствовал в полную силу. Для Украины большевистский период имел гораздо более плачевные последствия и, к сожалению, не только в эстетическом смысле.
Совок - это чума. Сколько бы ни лечились последствия - следы заметны всегда. И поэтому мы должны давить все тоталитарное, все необольшевистское, чтобы не позволить ему вновь обрести силу и исказить все вокруг себя на многие поколения вперед. Даже если сегодня это тоталитарное пьет лавандовый латте и не производит впечатления угрозы.