Вакцинированные против Covid-19 украинцы отныне будут иметь целый ряд привилегий, так решил Кабинет министров Украины. Впрочем, когда речь идет о принудительной вакцинации или, так называемых, преференциях или привилегиях для вакцинированных, это поднимает вопрос прав человека. Как бы от этого не отмахивалась наша власть, но все-таки она вмешивается в эту сферу и ограничивает права непривитых.
Создается впечатление, что медицина сейчас превратилась в религию, не требующую дополнительных доказательств и разъяснений. И это при том, что государство и так проваливает коммуникативную кампанию по разъяснению противоэпидемических мер гражданам. Следовательно, получается, что правительство и защитники идеи принудительной вакцинации превращаются в секту свидетелей вакцины и борьбы с ковидом. Ведь сейчас фактически не происходит диалога, а критикам и скептикам отказывают в праве высказывать свою позицию в отношении вакцинации.
Так создается все большее основание для распространения антивакцинаторских настроений. В результате процент людей, которые не воспринимают принудительную вакцинацию, увеличивается. Увеличивается и количество людей, которые на словах вроде бы воспринимают вакцинацию, в статистике они зафиксированы как вакцинированные, а на самом деле они через «серый» или «черный» рынок документов покупают себе справки о вакцинации. Вводя дополнительные методы «ползучего локдауна» и ограничивая права и свободы граждан, государство увеличивает этот рынок и капитализирует его.
В конце концов, из-за всего этого в Украине начнутся акции протеста. Тем более, когда введут локдаун. Напряжение в обществе будет расти, и это скажется на неприятии власти в целом. Кстати, в первую очередь, это скажется на рейтинге Зеленского, потому что его избиратели – это люди, которые критически относятся к любым ограничениям и насаждениям, и они против любых «обязаловок».
Более того, ожидаю, что ряд компаний среднего и мелкого бизнеса будет игнорировать правительственные предписания, и потом эти дела будут идти в суд. А в судах есть как разные способы борьбы за свои права, так и разная мотивация судей (некоторые судьи также считают нецелесообразным введение обязательной вакцинации).
Читайте такжеВоз и забота о здоровье-это давно уже разные вселенные
Итак, нас ждет сложный период. Государство при этом достаточно серьезно рискует. Действую по кальками европейских государств (а опыт показывает, что их путь неоднозначен), мы движемся по пути роста социального напряжения и его политизации. Ведь непременно появятся политические силы, которые выступят в защиту интересов критиков карантина, локдауна и принудительной вакцинации.
Кстати, стоит отметить, что против обязательной вакцинации выступают не какие-то там «сектанты» или «маргиналы», а философы с мировыми именами, известные политики и общественные деятели на Западе и в Украине. Игнорировать точку зрения этих людей становится все сложнее. Поэтому сводить такую позицию исключительно к позиции сектантов или неадекватов власть просто не сможет. Отмахиваться от этого будет означать увеличивать непонимание и распространение антивакцинаторских настроений.
Читайте такжеСтимул для вакцинации: для чего власть озвучила идею сертификатов с привилегиями
А что касается заверений, что у нас не будут вводить обязательную вакцинацию, и что в Украине, согласно закону, прививки – это дело добровольное, то по этому поводу расскажу анекдот.
Изобрели вакцину, которая распространяется с самолетов путем распыления. Но, несмотря на то, что вакцинация – дело добровольное, позволили тем, кто не хочет вакцинироваться, просто не дышать.
Именно так и действует украинское правительство сейчас. Формально вакцинация у нас добровольная, и мы избегаем слов «принуждение» или «обязательная вакцинация», но по факту у нас именно заставляют людей вакцинироваться и ущемляют права тех, кто отказывается.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, специально для Главреда