То, что фракция Голос развалилась, и из нее вышло десять депутатов, создав отдельное объединение Справедливость, – это закономерный результат. Ведь партия Голос создавалась совершенно не по идеологическим принципам, и среди людей, которые вошли в нее, не было единомышленников, которые бы проверили друг друга в предыдущей работе.
Это было объединение вокруг знаковой заметной общественной фигуры Святослава Вакарчука. И создавалось оно на внешние инвестиции – господина Пинчука и еще нескольких партнеров, сотрудничающих с транснационалами. Изначально партия создавалась для защиты интересов ее инвесторов, ради получения политического влияния, а также реализации интересов и целей транснациональных компаний.
Однако как только что-то пошло не так, и инвесторы отказались финансировать партию, Голос начал разваливаться. И это было вполне логично и закономерно.
Вакарчук ушел из рядов Голоса, потому что у него не было ответа на вопрос о деньгах для своих однопартийцев и соратников, а искать деньги – это не его. Он считал лучшим решением – уйти.
После выхода из Голоса Вакарчука в партии остались люди, которые пытались не столько заниматься политическими делами, сколько зарабатывать, ведь надо было как-то содержать фракцию. Поэтому начались определенные коммерческие договоренности, в частности, в Киевсовете депутаты от Голоса начали голосовать «денежные вопросы». И сразу появилось распределение партии на людей с деньгами и людей без них, а их идеалы при этом никакого значения не имели.
Читайте такжеАгония Голоса: почему кризис этой политической силы является проблемой ЗеленскогоЭто – типичный путь подобных объединений, например, Самопомощи, также в определенной степени через это прошли первые «зеленые», которые заходили в Раду (это были олиграхи-light). Казалось бы, какая-то идеология была и у Самопомочи, и у «зеленых», но на самом деле большая часть людей шла в политику за властью и материальными выгодами, которые эта власть дает. А как только начались проблемы с обретением всего этого (денег, влияния и всего остального), они сразу начали искать себе лучшие места.
Что дальше будет с Голосом и той его частью, что откололась? Никаких политических перспектив нет ни у той части, которая осталась с Кирой Рудик, ни у той части, которая откололась в сторону Притулы и создала объединение Справедливость. Перспектив не будет, если они не изменят коммерческую основу на действительно идеологическую. Все, на что они будут способны – создавать скандалы.
В обеих частях Голоса нет даже признаков мощной фигуры, вокруг которой остальные могут объединиться, из-за этого также перспектив нет.
Поэтому членов этой партии постепенно подберут: немножко Порошенко, немножко «слуги», немножко другие.
Впрочем, если Голос полностью исчезнет, украинская политика этого даже не заметит. Голос – это было облачко за горизонтом, которое растаяло, и нет его, зато появится другое…
Путь Голоса – это очередной пример того, что зайти в парламент возможно, а вот удержаться там очень трудно.
Александр Кочетков, политический аналитик, специально для Главреда