Второй год ковида должен был быть легче и спокойнее. Но этого не произошло. Несмотря на очередную вспышку, Украина оказалась в десятке стран с наивысшей смертностью. Хотя, в прошлом году в этом самом рейтинге нас было трудно отыскать. По сравнению с Италией, США и многими развитыми другими странами, Украина выглядела достаточно уверенно. Что случилось сейчас? Почему ситуация уже не выглядит такой оптимистичной?
Конечно, очень удобно и легко назвать причиной такой смертности провал вакцинальной компании. Мол, все очевидно - в больницах умирают только невакцинированные. Поэтому единственный шанс остановить этот страшный сценарий - это тотальная массовая вакцинация.
Действительно ли все так просто и очевидно?
Анализируя ситуацию по миру, можно прийти к выводу, что не все так однозначно. Достаточно ярких примеров, которые диаметрально противоположны. Есть страны с высоким объемом вакцинации, где смертность очень низкая. Есть другие, с подобным объемом, однако с высокими показателями смертности. Есть также страны с противоположными результатами: где прививки что-то не очень пошли, но ситуация стабильная и нет никакого беспокойства относительно массовых трагических случаев по ковиду.
Читайте такжеВрач назвал главную ошибку вакцинированных против коронавирусПоэтому, я бы искал причины такого роста смертности в другом ракурсе.
Я очень хорошо помню, с каким воодушевлением и энтузиазмом мы, медики, встретили эту эпидемию. Поставленные задачи были непростыми, но хороший результат сложно было не замечать. Были опытные специалисты, которые быстро среагировали на специфику этого респираторного заболевания и адекватно обучали молодые кадры эффективным подходам патогенетической терапии.
Мощности гигантских стационаров удалось (не везде, но в большинстве случаев) быстро адаптировать к необходимым требованиям. Государство, при уникальном содействии и участии благотворительных организаций и неравнодушных предпринимателей, нашло пути для удержания всей медицинской системы на достаточно высоком уровне.
Медики самоорганизовались, сплотились и коллегиально включились в работу. Процент выздоравливающих был очень высоким (98%) в течение целого года. Мы работали с вдохновением, уверенностью и чувством, что действительно спасаем мир.
Но серьезные проблемы были. Они нарастали, как снежный ком. Об этом говорили. Об этом напоминали каждый удачный момент. Что наступит катастрофа. Но никто не прислушался.
Читайте такжеПандемия коронавируса затянется еще на год: в ВОЗ назвали причинуСейчас ситуация коренным образом изменилась.
В таком напряжении, с таким отношением к медицине, на таких условиях согласных работать в медицине становится все меньше. Каждый месяц Украина теряет медицинские кадры. Я не назову конкретных цифр, но вижу это постоянно собственными глазами: медицинские работники увольняются и бросают работу в медицине. Кто-то настолько разочаровался, что даже не ищет работы за границей или в частной сфере - просто меняет профессию. Нехватка медицинских кадров приобретает уже угрожающие показатели.
Это первая и очень серьезная причина роста смертности: банально не хватает врачей и медицинских сестер для работы с таким количеством больных.
В дальнейшем глубина пропасти еще глубже: коронавирусная болезнь - инфекционное заболевание.
Это сфера ответственности, в первую очередь, инфекционистов. В дальнейшем по значимости идут пульмонологи, кардиологи, невропатологи. Ковид-заболевание с поражением легочной и сердечно-сосудистой системы, поэтому эти специалисты хорошо включились в работу. (Я говорю о тяжелых случаях, которые лечатся в стационаре. На первичном этапе могут адекватно вести больных семейные врачи). Стало ли в ковидных госпиталях больше инфекционистов за год? Больше пульмонологов? Нет! Не стало! Штат не был расширен. И это по всей стране!
Также нет до сих пор привлечения интернов после выпуска медицинских вузов. Нормального привлечения: оплачиваемого, заинтересованного и стимулированного беспрецедентной практикой и возможностями.
Нет допуска к работе с ковидом кафедральных медработников. Почему? Почему весь профессорский и кандидатский состав ценнейших медицинских кадров (с кафедр инфекционных заболеваний) не был до сих пор приобщен к полноценной работе с ковидом? Нам не нужны высококвалифицированные эксперты?
Острая нехватка кадров, которая приводит к чрезмерной нагрузке медиков дает уже о себе знать: врачи, средний и младший медицинский персонал истощен, замучен и лишен уже того энтузиазма, вдохновения и мотивации, которые были в начале эпидемии. Позорное отношение, унижение, злоупотребление личным временем и эмоциями медиков довели последних до тотального изнеможения. Без помощи, без рационализации режима труда и отдыха, без адекватного отношения к врачам, медсестрам и санитаркам можно доиграться и до настоящего медицинского коллапса. Все держится на волоске…
Но это вторая причина высокой смертности. Страны с высоким уровнем жизни и здоровым способом существования легко и безболезненно проходят эту эпидемию.
Что остается сказать?
Вкладывать в свое здоровье - дело не одного дня. Но другого пути нет. Восстанавливать и развивать порабощенную медицину никогда не поздно. Пути для улучшения ситуации есть, и они рядом. Было бы желание...