Задержанного белорусского оппозиционера Романа Протасевича вместе с девушкой Софией Сапегой перевели под домашний арест.
Причина, по которой смягчился Лукашенко, понятна – он не ожидал такой реакции мира (прежде всего – Запада) и тех жестких секторальных санкций, которые против него ввели. Они больно ударяют по беларусскому режиму и, соответственно, он решил сделать некий жест в сторону Запада – мол, ситуация не настолько критична и бить меня санкциями больше не надо.
Но на Западе это никак не воспримут – пока Протасевич не будет освобожден, никакого смягчения санкций не будет. Более того, действующие санкции могут оказаться далеко не последними, так как помимо Протасевича в Беларуси еще около 500 политзаключенных. И это – проблема, которую осознает Запад и из-за этого не признает его легитимность как президента РБ.
Потому в дальнейшем стоит ожидать ухудшения отношений и дальнейших жестких мер против беларусских властей – например, в виде дополнительных санкций против Беларуси или дополнительных персональных санкций. Вплоть до прекращения дипломатических отношений и экономической блокады. Потому что текущие санкции против Беларуси серьезные и болезненные, но не всеобъемлющие – против Ирана, например, санкции гораздо жестче.
Так что Лукашенко еще есть куда расти, ведь от него ждут радикальных действий вроде освобождения заключенных, проведения досрочных выборов и прекращения террора против оппозиции и косметические методы, вроде перевода Протасевича под домашний арест, тут ничего не изменят.
Для Европы торговля с Беларусью – это как слону дробинка, она ее отсутствия почти не заметит. Но Беларусь это может загнать в глубокий кризис, чем обязательно воспользуется Путин.
Читать такжеКак на рынке рабов: почему ЕС не станет окончательно ссориться с ЛукашенкоБолее того, Кремль сознательно загоняет беларусского президента под санкции Европы и стимулирует его на абсурдные действия, которые окончательно уничтожают любые возможности для маневра во взаимоотношениях с Западом. Путина очень раздражало, что в последние годы Лукашенко умудрялся тянуть постоянные экономические льготы с России и в то же время – заигрывать с Западом. Теперь это прекратилось, потому что Лукашенко наломал таких дров, что на Западе его уже не примут ни в каком виде.
И ему теперь остается лишь один путь – в очередной раз идти на поклон Кремлю и канючить у него деньги. Что в конце концов приведет к тому, что Путин поставит Лукашенко условие – либо выполнить соглашение о фактическом аншлюсе Беларуси, либо РФ прекратит ему помогать.
Игорь Эйдман, социолог, публицист, автор книги "Система Путина", специально для Главреда