Президент США Джозеф Байден заявил, что США готовы к переговорам с Россией, Китаем и КНДР по решению вопросов ядерной безопасности. Но сейчас вероятность проведения таких переговоров крайне низкая.
Заявление Байдена не является сенсацией, ведь США постоянно декларируют свою добрую волю в этом вопросе. И в мире никто официально не выступает против ядерной безопасности и трендов на разоружение. Даже те страны, которые употребляют воинственную риторику и делают соответствующие жесты, например, Россия, которая изменила свою доктрину по применению ядерного оружия, при этом не говорят о том, что "ядерная война – это хорошо". Поэтому риторика Байдена понятна и не нова.
Впрочем, нет никаких оснований ожидать реальных шагов в практической плоскости в ответ на призыв Байдена.
Среди прочего Байден заявил, что мир должен двигаться к тому дню, когда сможет окончательно и навсегда избавиться от ядерного оружия. Эта идея очень нереалистична. Ведь пока мы видим противоположные тенденции, когда страны, у которых нет собственного ядерного оружия, например, Беларусь и Япония, начинают рассматривать наличие ядерки на своей территории как элемент сдерживания и собственной безопасности.
Следовательно, ядерные арсеналы сегодня не сокращаются, а, наоборот, расширяются, а их значение в политике растет. Конечно, все страны уверяют, что это арсеналы сдерживания. Но так говорят в том числе Россия и КНДР, которые сейчас шантажируют мир угрозами применить ядерное оружие.
Одним словом, никто не отказывается от ядерного оружия и не собирается его сокращать или с кем-то договариваться об ограничениях.
Поэтому очевидно, что заявление Байдена сугубо риторическое. Он говорит словами политических лозунгов, а не реальной политики. Конечно, все мечтают, что такие времена когда-то наступят, когда мир будет готов отказаться от ядерного оружия, но когда – пока не известно, да и наступят ли они вообще. Пока мир движется в противоположном направлении.
Теоретически Россия может так же политическими лозунгами ответить на это предложение Байдена, но вряд ли в контексте российско-украинской войны она согласится на эту идею. РФ уверена, что сможет достичь своих целей военным путем, то есть без переговоров и уступок. Поэтому у России сейчас нет потребности и геополитического интереса вести какие-либо переговоры по сокращению ядерных вооружений.
На данный момент Россия выступает той силой, которая нарушает мировой порядок. И было бы странно, если бы она инициировала урегулирование того обострения, которое сама же спровоцировала и инициировала.
Максимум Россия может согласиться на определенную сдержанность в вопросах ядерных угроз, но под давлением не США, а своих партнеров – Китая и Индии, которые уже неоднократно заявляли о необходимости сдержанности в ядерной риторике и ядерных угрозах. Поскольку именно эта риторика Москвы вызывает обеспокоенность у партнеров России, которым использование ядерных угроз очень не нравится.
Максим Розумный, политический эксперт, профессор кафедры международных отношений Киевского столичного университета имени Бориса Гринченко, специально для Главреда
Максим Розумный – украинский политолог, философ, журналист, поэт. Доктор политических наук. С 2024 года – профессор кафедры международных отношений Киевского столичного университета имени Бориса Гринченко. Родился 27 июня 1969 года в городе Киев. Окончил Киевский государственный университет имени Тараса Шевченко, факультет журналистики (1992). Заведующий отделом стратегических коммуникаций Национального института стратегических исследований (2005-2008); советник вице-премьер-министра Украины (2008); заведующий отделом гуманитарной политики и безопасности Национального института проблем международной безопасности (с 2009), пишет Википедия.