Не прошло и полгода, и наконец то на широком горизонте южно-русской / восточно-украинской степи появилось что-то больше похожее на аналитику, чем бесконечное переписывание слов «вторжение – санкции» иероглифами на различных поверхностях.
SCRS - SWEDISH CENTER FOR RUSSIAN STUDIES выпустил отчет «Russian military options regarding Ukraine». Дата выпуска – 9 февраля 2022 года.
Шведский центр российских исследований был основан в 2016 году с целью предоставления информации и взглядов на события в России, Балтийском регионе и Восточной Европе.
Как говорится на их сайте, цель - консультировать клиентов о том, как действия России влияют на их бизнес или интересы, интерпретировать процесс принятия решений в России - от стратегического уровня до конкретных компаний и групп - чтобы сделать его понятным, предсказуемым и действенным в западном контексте. Офис компании находится в Стокгольме, Швеция.
Вкратце отчет говорит о следующем:
(1) Основным источником информации о готовящемся вторжении российских войск на территорию Украины является министерство обороны Украины. Оно в числе прочего публикует карты и планы предполагаемой военной операции, полученные по их словам оперативным путем (в отчете приводится одна такая карта, согласно которой Россия атакует территорию Украины с трех сторон и занимает часть Украины до Днепра, включая Киев, и Одесский регион, всего 7 направлений атаки).
Читать такжеРозыгрыш боевых действий по переходу в наступление: Россия будет стрелять в 50 км от Украины(2) Россия всегда отрицала какую-либо возможность описываемого вторжения. Однако на фоне этого Россия передала США свои требования, выглядящие как ультиматум, единственной угрозой на случай невыполнения которого могло бы быть вторжение. Ультиматум, однако, отвергнут, вторжения пока нет.
(3) Объективно подтверждается присутствие вблизи границы с Украиной до 40 батальонных тактических групп российской армии. Это количество меняется во времени, весной 2021 года их было 53, постоянный состав – 30 БТГ. 40 групп это 94 000 человек вдоль всей границы, на кораблях в Азовском и Черном морях.
(4) Украинские аналитические агентства сообщают о 67 БТГ вблизи границ Украины, но неясно что считается «близостью» и как получены эти данные.
(5) В последние 6 месяцев новые БТГ передислоцировывались Россией ближе к Украине почти только на территории Белоруссии. Основная масса передислокаций связана с объявленными учениями на территории Белоруссии, которые проходят в феврале.
(6) Подавляющее большинство размещенных (стационарных и новых) БТГ составляют пехотные подразделения и бронетехника.
Читать такжеЖдать ли полномасштабного наступления России на Украину: подробный разбор(7) Военные специалисты SCRS согласны со специалистами украинского министерства обороны в том, что наблюдаемые российские воинские части могут быть задействованы в широкомасштабной наземной операции. Однако возникает целый набор вопросов и несоответствий:
Специалисты SCRS делают вывод: масштабная военная операция против Украины со стороны России не подготовлена должным образом, не соответствует специализации российских ВС и российской военной доктрине. Она так же несет в себе очень существенные риски для российских ВС. Локальная операция возможна, так же как она возможна в любое другое время и сейчас не более чем раньше.