С какой целью озвучиваются инициативы о проведении референдума мы можем только догадываться и это может знать только тот, кто убеждает в его целесообразности президента. Но референдум в Украине проходит по определенной процедуре, которая предусматривает основания для проведения референдума и его назначения.
В частности, Верховная Рада назначает референдум об изменении территорий Украины и ни о чем другом. На территории Украины в понимании Конституции имеется в виду не такая смена, которая повлечет нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины. Проще говоря, речь может идти о гипотетическом присоединении других территорий. То есть речь не может идти о потере Украиной территорий путем референдума, потому что референдум на этот счет вообще не допускается.
Еще одно основание - назначение президентом референдума в том случае, когда парламент принял изменения в Конституцию, касающиеся I, III или XIII разделов Основного закона. В этом случае президент назначает всеукраинский референдум для утверждения закона, предварительно принятого парламентом.
Ну и третий вариант - когда президент провозглашает референдум по народной инициативе. То есть когда для этого собраны подписи трех миллионов украинских граждан и не менее чем по 100 тысяч подписей по крайней мере в 16 областях Украины. Но такой референдум де-факто не может иметь прямых последствий, потому что на нем не принимают решений, которые сразу подлежат обязательному исполнению. Кроме одного-единственного исключения-отмены какого-то закона или его отдельных частей. Во всех остальных случаях решение придется принимать парламенту, но и его никто не может заставить принять определенное решение, ведь парламент - это политический орган.
Да и попытка провести какой-то референдум в условиях военного положения выглядит, мягко говоря, неконституционно, потому что часть 2 статьи 157 Конституции четко говорит, что в условиях военного положения изменения невозможны. А выборы и референдумы, согласно закону о режиме военного положения, не проводятся.
Гипотетически военное положение могут отменить, но мы должны понимать, что последствием этого будет то, что угроза для государственной независимости прошла и все риски, которые до того провозглашались указом о введении военного положения, исчезли.
Читайте такжеПоражение России приближается, и ее не спасут ни сирийцы, ни потешные белорусские войскаКроме того, это также будет означать восстановление всех без исключения прав и свобод граждан, действие которых было остановлено, восстановление возможностей для юридических лиц. Это можно считать и сигналом для международных партнеров о том, что Россия не представляет опасности для Украины, а также здесь встает вопрос репараций Украины. Поэтому играть в отмену военного положения не нужно.
А те, кто предлагает такие инициативы президенту Украины - это сознательные провокаторы, которые сознательно подставляют президента и толкают его на неконституционный путь. И ничего хорошего стране такие помощники президента точно не делают.
Сейчас эти разговоры о референдуме идут по тому же пути, как это происходило на протяжении двух последних лет:
Украина сейчас находится на втором этапе.
В целом я довольно скептически отношусь к результативности переговоров с Россией, ведь она, в основном, будет зависеть от успешности Вооруженных сил Украины и сопротивления украинского народа агрессору. Но отказываться от переговоров тоже не стоит, потому что украинская сторона своим участием в переговорах свидетельствует, что она принимает все возможные и невозможные меры для того, чтобы противодействовать агрессору. И их надо продолжать, по крайней мере, до тех пор, пока украинская сторона не выгонит агрессора со своей территории и когда уже на последнем этапе не встанет вопрос возмещений Украине за тот вред, который причинила РФ из-за убийств украинцев, увечий, уничтожения инфраструктуры, домов и тому подобное.
Так же мало что решат и прямые переговоры Путина и Зеленского. Результативность этих переговоров сводится к нулю, потому что до чего можно договариваться, если Россия поставили Украине ультиматум из шести пунктов, каждый из которых является для нас абсолютно неприемлемым.
И никакие компромиссы здесь невозможны. Потому что навязывание Украине второго государственного языка, ограничение ВСУ или права на заключение Украиной различных международных соглашений и вступления в международные организации - это посягательство на общепризнанные нормы международного права. И идти на поводу у России здесь невозможно, тем более когда Россия ставит вопрос о признании Крыма российским или "независимости ЛДНР".
Соответственно, единственным предметом для поиска компромисса может быть лишь то, каким образом Россия заберет свои войска из Украины. И как только Украина получит лучшее вооружение, это может стать переломом в войне и тогда многие вещи могут стать реальными.
Ведь вполне возможно, что Россия таким образом пытается выполнить две цели - спровоцировать раскол в пределах Украины и поссорить нас с Западом - США, Великобританией, Польшей, Литвой.
Андрей Магера, экс-заместитель председателя Центральной избирательной комиссии, Заслуженный юрист Украины, специально для Главреда